Начиная с Ренессанса художники соревнуются в умении изображать объем, в том числе с помощью колорита. Чтобы возникло ощущение глубины, они сгущают краски – от переднего плана к заднему или снизу вверх. Голландский живописец Рембрандт Ван Рейн (1606-1669) считается непревзойденным мастером так называемой светотени – эффектной игры по-разному освещенных деталей картины на темном фоне, передающей не только трехмерность , но и психологию персонажей.
В жизни, как и в искусстве, окраска объектов помогает правильно улавливать их смысл. Художники 20в. Полюбили шутить с нашим восприятием, так меняя на свой вкус форму и колорит знакомых всем вещей, что нередко они ставят нас в тупик. Сюрреалисты, например Рене Магритт (1898-1967) и Сальвадор Дали (1904-1989), прославились своим талантом «оживлять» абсурдные образы (типа мягких часов), выписывая их с почти фотографической «точностью» - благодаря виртуозному владению техникой цветной светотени.
Мастера прошлого, используя законы объемного зрения, добивались поразительных результатов. Впрочем, природа тоже умеет обманывать наши глаза вспомните миражи озер и оазисов среди пустыни. Некоторые из этих иллюзий еще не до конца понятны современной науке.
Переменчивая Луна.
Вероятно, самая впечатляющая из природных оптических иллюзий – «восход» Луны. Когда наша спутница лишь появляется над горизонтом, она часто кажется огромной, а затем, поднимаясь все выше, как будто уменьшается в диаметре. Но расстояние от Земли до луны более или менее постоянно. Как же объяснить наблюдаемое?
Причин несколько. И главная – наша привычка оценивать расстояние и размеры только на поверхности Земли, ориентируясь по горизонту. Чем дальше от нас его линия, тем крупнее кажется еще более далекая Луна. Когда же она отрывается от этой привязки, то как бы «улетает» в космос, поэтому и кажется мельче. Попробуйте загородить рукой горизонт в момент ее восхода – эффект будет таким же.
Изнутри наружу.
Художники стараются взглянуть на окружающий мир своим «внутренним зрением» - у каждого человека оно уникально.
• Правила эстетики
Важно не просто скопировать реальность – надо выделить в ней нечто важное. Художник изображает только то, что считает прекрасным или выразительным. Но по каким критериям он определяет такие вещи? Основа нашего эстетического чувства – механизм работы головного мозга. Некоторые пространственные и даже временные пропорции например пресловутое «золотое сечение», почему-то воспринимаются им как гармоничные.
• Дело вкуса
Очевидно, эстетические взгляды сильно зависят от личного опыта и культуры.
четверг, 24 января 2008 г.
Объем в цвете.
Автор: admin на 12:00
Разделы: Восприятие
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий