среда, 23 января 2008 г.

Открытие пространства.

Перспективу отрыли греки примерно в 600г. До н.э. Новый художественный прием, подобно лесному пожару, распространился по Европе, проник в Индию и на Дальний Восток. Однако древнегреческие росписи еще далеки от совершенства. Например, на знаменитом сосуде, известном как «кратер художника Ниобида» (450 г. до н.э.) и выставленном в Лувре, фигуры воинов изображены «на пятерку», однако точка схода отсутствует. Древние мастера еще не понимали, что к такому единому фокусу должны вести в удаляющиеся от зрителя линии изображения.

Первым сформулировал это правило архитектор и скульптор итальянского Ренессанса Филиппо Брунелльски (1377-1446), автор великолепного собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Введенные им понятия линейной перспективы с точной схода, горизонтом, и закономерным изменением видимых размеров предметов зависимости от расстояния до них совершили революцию в живописи. Идеи Брунелсески, подхваченные европейскими художниками, легли в основу шедевров Ренессанса, впервые давшего миру реалистичные по технике произведения искусства. С этого времени на полотнах появилась единая объемная композиция, предлагающая зрителю как бы вид из окна на происходящее в мире, пусть даже вымышленном.

Отлично удавшийся ужин.

Работая над стенной росписью «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи (2452-1519) поместил фигуру Христа в центр композиции – на место точки схода, к которой ведут все линии перспективы. В результате на Иисусе фокусируется внимание зрителя, который невольно задумывается о смысле этого ужина единомышленников. Леонардо отлично владел законами перспективы и использовал их для усиления эффекта своих творений.

Иисус, окруженный апостолами, с торжественными и отрешенным видом преломляет хлеб. Наш взгляд прикован к середине стола, тяжелые стены на заднем плане подчеркивают непоколебимость центральной фигуры, выделенной оконным проемом. Линии интерьера расходятся от нее, словно лучи от светила, и одновременно указывают в это место, как бы советуя зрителю не отвлекаться на остальное.